На сегодняшний день выписку из реестра прав на недвижимое имущество по электронному запросу могут получить, нотариусы, арбитражные управляющие, но адвокаты в число таких лиц не входят. Эту проблему надо решать, т.к. от этого напрямую зависит качество оказываемой юридической помощи.
На данную проблему обращали внимание уже неоднократно представители различных сфер, в том числе и представители судейского сообщества. Таким образом, можно сделать вывод, что модернизация законодательства об адвокатуре должна решаться по следующим направлениям. Во-первых, необходимо принять Федеральный закон «О профессиональной юридической помощи», в котором определить адвокатуру как один из видов профессиональной юридической помощи. Во-вторых, необходимо снизить налоговое бремя на адвокатуру, разрешив вновь использование упрощенной системы налогообложения для адвокатов. В-третьих, необходимо установить в рамках Федерального закона «О профессиональной юридической помощи» порядок выплаты «гонорара успеха». В-четвертых, необходимо установить ответственность за неисполнение запросов адвоката лиц, которым направлен данный запрос. Тем самым для адвоката должны быть обеспечены условия для сбора необходимых доказательств и подготовки дела к судебному разбирательству. Среди других принципов, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении указанного реформирования, можно отметить:
- единство адвокатских объединений в рамках всего государства;
- организацию взаимоотношений с органами государственной власти на основе партнерства;
- дальнейшее реформирование института адвокатуры в рамках уже существующих международных принципов и стандартов как в области оказания юридической помощи, так и в области адвокатской деятельности;
- позиционирование адвокатуры как независимой саморегулируемой организации, подчиненной интересам не государства, а общества и направленной на обеспечение положений ст. 48 Конституции РФ, а именно на оказание профессиональной юридической помощи.
Причина, по которой приоритет отдается созданию именно системы адвокатских формирований государства, заключается в следующем: хорошо организованной системе правоохранительных органов государства, представляющих сторону обвинения в суде, может достойно противостоять только хорошо организованная система, представляющая сторону защиты. Причем «противостояние» сторон обвинения и защиты начинается уже тогда, когда правоохранительные органы через свое «лобби» в законодательных органах обеспечивают принятие правовых актов, создающих благотворную почву для коррупции в самих силовых структурах, способствующих ущемлению прав человека, признанных в международно-правовых актах. Лоббирование принятия нормативных правовых актов принципиально является доступным только хорошо организованной системе. Таким образом, единство системы адвокатуры в рамках Российской Федерации не только будет способствовать развитию возможностей адвокатуры в судебном процессе и на стадии предварительного следствия, но и создаст условия для защиты интересов адвокатского корпуса еще на стадии принятия нормативных правовых актов, так или иначе касающихся юридической помощи населению и адвокатской деятельности. Следующим принципом реформирования российской адвокатуры следует признать осуществление всего реформирования исключительно в рамках построения партнерских отношений между адвокатским объединением и органом государственной власти. В связи с этим концепция реформирования института адвокатуры предполагает установление партнерских взаимоотношений между адвокатурой и государственными структурами, прежде всего в вопросах обеспечения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод субъектов, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также обеспечение верховенства права и закона. Помимо всего прочего партнерские отношения предполагают: отсутствие подчиненности друг другу, наличие корреспондирующихся прав и обязанностей, взаимной ответственности за нарушение условий партнерского взаимодействия. Следующий принцип — принцип реформирования института адвокатуры в рамках международно-правовых стандартов — предполагает:
- определение соответствия правового статуса адвокатуры в Российской Федерации международно признанному месту этого института в жизни общества;
- присоединение к различного рода международно-правовым инициативам, регламентирующим правила оказания юридической помощи, а также осуществление адвокатской деятельности и выполнение этих инициатив на практике.
Несоблюдение указанного принципа при реформировании института российской адвокатуры не только значительно усложнит сам процесс реформирования (просто потому, что в данной ситуации правила осуществления адвокатской деятельности придется формировать самостоятельно, т.е. игнорируя уже сложившиеся в мировой практике), но и усложнит будущие контакты с представителями иностранных адвокатских корпусов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Исходя из этого, а также учитывая пока еще не ратифицированные Российской Федерацией международно-правовые соглашения, принцип независимости адвокатуры должен стать своеобразным «краеугольным камнем» в процессе дальнейших преобразований в области адвокатской деятельности.
В теченпие 2015 г. велись бурные дискуссиии относительно адвкатской монополии в рамках разработки Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. В её разарботке участвовали представители адвокатуры и юридического бизнеса. В прессе много писалось об этой работе, но никто не видел проекта Концепции, что вызывало справедливое возмущение юридического сообщества. Задача стояла таким образом, что до конца декабря 2015 г.проект Концепции должен быть внесен в Правительство РФ. Судя по отголоскам из рабочей группы, которые противоречат публикациям в прессе проект Концепции, внесенный в Правительство РФ не тот, который был выработан юридическим сообществом, а правка сделанная в последний момент 30 ноября 2015 г. заместителем министра юстиции РФ Любимовым Ю. По сей день этот проект Концепции официально не опубликован. однако, автору Пособия удалось получить все варинаты проекта Концепции, которые были выработаны во время её обсуждения. Вашему вниманию представляю проект, который был направлен в Правительство. Этот проект уже получил отрицательные отзыввы МВД и Минэкономразвития. Причина, нререшенность в проекте приведенных выше проблем.
КОНЦЕПЦИЯ регулирования рынка профессиональной юридической помощи Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее – Концепция) направлена на обеспечение доступа граждан и юридических лиц к получению квалифицированной юридической помощи, разработана в целях реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 (далее – Государственная программа) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18 (ч. III), ст. 2158). Настоящая Концепция составлена в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3636; 2006, № 6, ст. 714; 2009, № 12, ст. 1443, № 19, ст. 2346; 2010, № 9, ст. 964; 2011, № 29, ст. 4465; 2013, № 38, ст. 4831, № 48, ст. 6278; 2015, № 12, ст. 1758). Целями Государственной программы являются развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону. Применительно к регулированию рынка профессиональной юридической помощи (подпрограмма 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций») для достижения указанных целей в Государственной программе поставлены следующие задачи: упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры; объединение разрозненного рынка юридических услуг в единую регулируемую профессию, подчиняющуюся общим этическим требованиям; развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников; создание механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации адвокатов, а также введения в действие эффективного механизма исключения из профессии; развитие механизмов оказания адвокатами бесплатной юридической помощи. 1. Основная идея, цель и предмет регулирования Российская Федерация является одной из немногих стран мира, в которых право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе, в установленных законом случаях, на получение бесплатной юридической помощи, носит конституционный характер (статья 48 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем в силу ряда исторических причин практическая реализация этого права затруднена. Современный рынок профессиональной юридической помощи в Российской Федерации представлен несколькими группами участников с разными условиями регулирования в части допуска к профессии, требований к субъектам, механизмов корпоративного регулирования, мер ответственности за нарушение правовых норм и этических правил, степени регуляторного участия государства. Отсутствие единого подхода к правовому регулированию профессиональной юридической помощи не только затрудняет реализацию прав граждан и организаций, но и отрицательно влияет на обеспечение защиты публичных интересов. Существующая ситуация не отвечает интересам ни потребителей юридической помощи, которые лишены гарантий оказания качественных услуг в виде механизма привлечения к ответственности непрофессиональных консультантов, ни адвокатов, которые испытывают конкуренцию со стороны участников нерегулируемого рынка, ни независимых консультантов, которые не могут воспользоваться традиционными для развитых рынков юридических услуг элементами статуса адвоката и инструментами выстраивания отношений с клиентами (этические правила, страхование ответственности и т.д.). Ключевой проблемой современного российского рынка профессиональной юридической помощи является наличие среди адвокатов и консультантов, оказывающих юридические услуги, немалого числа лиц, предоставляющих клиентам услуги самого низкого качества, зачастую вовлеченных в недобросовестные, а иногда и в преступные практики. При этом действующее правовое регулирование не содержит эффективных механизмов борьбы с такими лицами. Вместе с тем, за период, прошедший с момента разделения адвокатуры и юридического консалтинга в начале 1990-х годов, на рынке профессиональной правовой помощи возникло немало организаций, придерживающихся самых высоких стандартов профессии, но при этом не интегрированных в адвокатуру. Таким образом, основной задачей предстоящей реформы является объединение разрозненной сферы профессиональной юридической помощи в единое профессиональное сообщество, подчиненное общим правовым и этическим правилам, объединяющим лучшие стандарты, как сегодняшней адвокатуры, так и юридического консалтинга. При этом должен быть создан механизм эффективного избавления профессиональной юридической корпорации от недостойных участников. Важным результатом преобразований должно стать создание современной адвокатуры, отвечающей вызовам времени и запросам самых разных групп клиентов, включая крупные российские и транс национальные компании. Применяемые в тексте Концепции понятия и термины используются в следующих значениях: 1) профессиональная юридическая деятельность – это квалифицированная деятельность по юридическому сопровождению учреждений, организаций (юридических лиц), групп компаний, холдингов, и органов их управления, осуществляемая, в том числе, путем участия в различных видах судопроизводства (конституционного, уголовного, административного, гражданского, арбитражного) лицами, работающими по трудовому договору в указанных юридических лицах и имеющими высшее юридическое образование, подтвержденное дипломом о получении высшего профессионального образования учебного заведения Российской Федерации либо иностранного государства, которой признается в Российской Федерации; 2) квалифицированная юридическая помощь — это деятельность по оказанию на постоянной профессиональной и возмездной основе неограниченному кругу лиц юридических услуг и услуг по представительству (в том числе судебному и в административных органах), осуществляемая допущенными к ней по определенной законом процедуре и в соответствии с квалификационными требованиями лицами для которых обязательны установленные профессиональные стандарты и этические нормы; 3) юристом, квалифицированным по российскому праву, является лицо, получившее российское юридическое образование; 4) адвокатом является юрист, квалифицированный по российскому праву, и получивший в установленном Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) порядке статус адвоката.