ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ. УЧЕБНИК - Страница 14 из 280 - Юрист он-лайн

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ. УЧЕБНИК

Многовековой опыт человечества свидетельствует о том, что концентрация государственной власти в одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям — произволу и злоупотреблениям. «Самые просвещенные властители, в руках которых сосредоточивались неограниченно все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека» 1.

1 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник. М.: Зерцало-М, 2007. С. 44.

Такой опыт подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений и к созданию рационального устройства государственной власти.

Идея разграничения деятельности органов государственной власти в общем виде высказывалась еще древними мыслителями — Платоном, Аристотелем, Эпикуром и др.

Традиционно основоположниками классического варианта разделения властей считают Джона Локка и Шарля Монтескье (XVIII в.). Обоснование необходимости разделения властей приведено в знаменитом сочинении Ш. Монтескье «О духе законов» 1.

1 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1995. С. 289.

Теория разделения властей в государстве предполагает самостоятельное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Теория разделения властей, по мнению ее создателей, обеспечивает взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия. Эта теория практически реализуется в государственном устройстве большинства современных демократических государств.

В период перестройки, в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в., теория разделения властей получила признание и в России как начало формирования правового государства. Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. одобрил Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства» (п. 13). Позднее принцип разделения властей был закреплен в Конституции РСФСР (ред. от 21 апреля 1992 г.): «Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 3).

В Конституции Российской Федерации 1993 г. эта формулировка была несколько изменена: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).

Понятие «судебная власть» как официальное сегодня не существует. Конституция РФ не раскрывает содержания понятия «судебная власть». Законодатель не сформулировал его ни в одном из нормативных правовых актов. В литературе и на практике данное понятие употребляется в разных значениях. Обычно это понятие связывают с судом и системой судебных учреждений.

Однако власть — это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и функции, полномочия, которыми они обладают, осуществление и реализация этих функций.

«Власть — это не какое-то лицо, орган, объединение, учреждение. Они — действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели» 1.