ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ. УЧЕБНИК - Страница 224 из 280 - Юрист он-лайн

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ. УЧЕБНИК

— органы государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС и др.) — в некоторых случаях пользуются правами налоговых органов. Однако контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляют налоговые органы.

По своей правовой природе налоговые органы России являются органами государственного контроля в сфере финансово-экономической деятельности за соблюдением налогового законодательства, за правильностью, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В процессе осуществления своей деятельности они вправе применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение или ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения налогового законодательства.

Историческая справка. До 1 июля 2003 г. в систему налоговых органов входила Федеральная служба налоговой полиции, которая первоначально (с 18 марта 1992 г.) функционировала в качестве Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ. Федеральная служба налоговой полиции имела право возбуждать уголовные дела, отнесенные к ее компетенции, проводить по ним дознание и предварительное следствие, осуществляла оперативно-розыскную деятельность, то есть являлась правоохранительным органом. Однако Указом Президента РФ «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» Федеральная служба налоговой полиции была упразднена. Вместо нее в структуре Министерства внутренних дел была образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП).

Налоговые органы в настоящее время не являются правоохранительными органами в собственном смысле слова. Они не осуществляют функции по охране государственной и общественной безопасности, не занимаются выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений. Публичное предназначение налоговых органов — финансовое обеспечение деятельности государства и его органов. Контрольная функция налоговых органов является частной разновидностью охранительной функции финансового права.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных Законом о налоговых органах РФ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ст. 6 Закона о налоговых органах РФ).

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, Законом РФ о налоговых органах, иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.