Задание № 303
В Разъяснении Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам по вопросам применения п. 3 ст. 21 КПЭА от 28.01.2016 № 02/16 установлено, что органы адвокатской палаты не вправе отказывать в возбуждении и осуществлении дисциплинарного производства в связи с наличием в жалобе заявителя прямого или косвенного указания на наличие в поведении адвоката признаков:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1 1) Уголовно-наказуемого деяния
1 2) Административного правонарушения
3) Гражданско-правового деликта
4) Нарушения обязательства
Обоснование
Разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам от 28 января 2016 г. № 02/16 По вопросам применения п. 3 ст. 21 Кодекса профессиональной этики адвоката
Утверждено Решением Совета ФПА РФ от 28 января 2016 г.
В редакции, утвержденной Решением Совета ФПА РФ от 19 апреля 2017 г.
В ответ на запрос Президента Федеральной палаты адвокатов от 16 сентября 2015 г. Комиссия Федеральной
палаты адвокатов по этике и стандартам дает следующее разъяснение по вопросам применения п. 3 ст. 21
Кодекса профессиональной этики адвоката (далее – КПЭА):
- Квалификационная комиссия и совет адвокатской палаты субъекта РФ не вправе делать выводы о наличии в
поведении адвоката признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения.
При этом следует иметь в виду следующее:
1.1. Адвокатская палата субъекта РФ и ее органы в настоящее время не уполномочены федеральным законодательством делать выводы о наличии в поведении адвоката признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения в связи со следующим.
Квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов (п. 1 ст. 33 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Совет адвокатской палаты субъекта РФ рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии (подп. 9 п. 3 ст. 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Таким образом, компетенция квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты субъекта РФ включает установление в действиях (бездействии) адвоката только признаков дисциплинарного проступка и применение к адвокату мер дисциплинарной ответственности.
1.2. Установление в поведении адвоката (как и любого другого лица) признаков уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения возможно лишь в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством. Порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК РФ и является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 1–2 ст. 1 УПК РФ).
Следовательно, вопрос о наличии в действиях (бездействии) адвоката признаков уголовно-наказуемого деяния может быть решен только в порядке уголовного судопроизводства, определенном УПК РФ.