Любой судебный процесс, не важно какой — уголовный, гражданский или арбитражный является последствием возникновения конфликта. Следовательно, каждая сторона процесса имеет свой интерес в каждом конкретном деле имеет свои интересы, которые безусловно противоречат друг другу. В этом случае адвокат, вступая в дело, в идеальном случае должен быть абстрогирован от интересов сторон, не говоря о том, что он не должен иметь свой интерес в этом деле, который противоречит интересам доверителя.
Согласно ч.2 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:
- имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;
- участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;
- состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;
- оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;
В статье 11 Кодекса профессиональной этики адвоката указаны дополнительные признаки конфликта интересов. Адвокат не вправе быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон.
Если в результате конкретных обстоятельств возникнет необходимость оказания юридической помощи лицам с различными интересами, а равно при потенциальной возможности конфликта интересов, адвокаты, оказывающие юридическую помощь совместно на основании партнерского договора, обязаны получить согласие всех сторон конфликтного отношения на продолжение исполнения поручения и обеспечить равные возможности для правовой защиты этих интересов.
Также адвокат не вправе занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя, если доверителем является подзащитный по уголовному делу.
Это поистине гуманистическая норма права, которая позволяет адвокату не поступать в разрез со своей совестью, и дает ему возможность реализовать все свои способности и процессуальные возможности для полноценной защиты интересов своего доверителя.