3.3.3. Подход к проблеме работы адвоката по найму Европейское юридическое сообщество также столкнулось с коллизией, вызванной особым статусом и независимостью адвоката и возможностью его работы по найму. В настоящее время возможность для адвоката работать по трудовому договору предусмотрена законодательством Франции, Германии, Норвегии, Испании. Разрешение данной коллизии было достигнуто за счет подробной регламентации порядка работы адвокатов по трудовому договору (на примере Франции): 1) Адвокат в любом случае (как при частной практике, так и при работе по найму) независим в своей профессиональной деятельности; 2) Адвокат по найму вправе отказаться от принятия поручения и пользоваться всеми правами, установленными для адвокатов; 3) В трудовой договор адвоката включаются специальные предписания: a) обязанность информировать работодателя о возможном конфликте интересов, связанных с работой по найму и адвокатской этикой, обязанность работодателя не поручать дел, которые могут привести к конфликту; b) право адвоката не выполнять распоряжения работодателя в условиях конфликта интересов; c) трудовой договор не влияет на объем гарантий, предоставляемых адвокату; d) работодатель несет ответственность за деятельность наемного адвоката; e) адвокат, работающий по найму, обязан уведомлять своего доверителя об этом и предоставлять сведения о своем работодателе. также требует введения возможности найма адвоката по трудовому или по гражданско-правовому договору. При этом нанимателем (работодателем) может быть как адвокат, практикующий индивидуально, так и адвокатское образование в любой его форме, а также филиал (представительство) иностранной юридической фирмы.
4. Содержание реформы 4.1. Основные положения реформы В условиях предполагаемого введения исключительного права адвокатов оказывать квалифицированную юридическую помощь, а также принимая во внимание, что объединение сферы оказания профессиональной юридической помощи планируется проводить на основе существующей адвокатуры, предлагается исходить из следующих основных положений реформы: 1) деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи не является предпринимательской; 2) адвокатские образования должны иметь возможность использовать и распределять финансовый результат деятельности в порядке, установленном их учредительными документами; 3) организация реформы адвокатуры должна обеспечить благоприятный режим для перехода частных юридических консультантов в адвокатуру в части процедуры, сроков, расходов и иных условий, частные консультанты должны получить возможность участвовать на равных условиях в управлении делами адвокатуры; 4) реформа должна обеспечить непрерывность процесса оказания квалифицированной юридической помощи; 5) организация адвокатуры должна обеспечить необходимые условия создания крупных и конкурентоспособных на мировом рынке российских адвокатских образований; 6) условия для всех субъектов оказания квалифицированной юридической помощи, их права должны быть равными; 7) должна быть создана система квалифицированной и доступной юридической помощи для широкого круга пользователей; 8) должны возникнуть условия для профессиональной специализации юристов; 9) необходимо создать условия для качественного повышения эффективности государственного и общественного контроля за деятельностью адвокатов при условии сохранения независимости адвокатуры как института гражданского общества. Наличие специализации и избрание определенной отрасли права в качестве основной (а возможно и единственной) профессиональной практики предполагает формирование в адвокатских палатах специализированных секций (гильдий) по конкретной практике (отрасли права) в целях обучения адвокатов, обмена опытом, методической деятельности, научной работы, участия в экспертизах законопроектов и иных формах законотворческой деятельности при обеспечении организационного единства адвокатуры. Специализация в обязательном порядке учитывается при исполнении адвокатом установленной законом обязанности по систематическому повышению своего профессионального уровня. В ходе реализации Концепции предусматривается введение специализации претендента на статус адвоката при сдаче им вступительных экзаменов. Необходимым является создание условий для профессиональной специализации юристов по профилям/сообществам (гражданское, арбитражное и уголовное). Экзамен должен сдаваться по профилям, соответствующим выбранной специализации адвоката. Необходимо обеспечить возможность сдачи экзамена как по одному, так и по нескольким профилям на выбор. На всех лиц, получивших статус адвоката, распространяются соответствующие государственные гарантии – сохранение адвокатской тайны, особый порядок привлечения к юридической и дисциплинарной ответственности, право адвокатского запроса и иные. В результате успешной реализации указанного механизма будут созданы организационные и правовые условия для вступления наиболее квалифицированных юридических специалистов в обновленную адвокатуру. Важным условием реформирования должно стать усиление роли органов адвокатского самоуправления по введению и обеспечению исполнения единых стандартов адвокатской деятельности, методической работы, выработке принципов единообразия дисциплинарной практики.
4.2. Новая форма адвокатского образования При сохранении в неизменном виде действующих форм адвокатских образований, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуры, достижение задач Концепции невозможно. В качестве новации предлагается введение новой организационной формы адвокатской деятельности – адвокатского партнерства, имеющего некоммерческий характер деятельности, но позволяющего более гибко регулировать вопросы распределения гонораров между адвокатами, корпоративного управления, оформления взаимоотношений адвокатов между собой и с клиентами. В рамках новой организационной формы предлагается создать условия для деятельности адвокатов, сопоставимые с условиями организации деятельности частных (коммерческих) юридических консультантов. Создание адвокатских партнерств позволит решить задачи по обеспечению возможности адвокатского образования выступать во взаимоотношениях с доверителями от своего имени, а не от имени каждого из адвокатов в отдельности, создаст возможность для организации крупных адвокатских образований, способных конкурировать с иностранными юридическими фирмами, объединяющих большое количество адвокатов, а также гарантирует беспрепятственное вхождение в состав адвокатского сообщества лиц, в настоящее время оказывающих юридическую помощь в рамках коммерческих организаций, с сохранением отношений с доверителями и накопленного опыта и репутации таких организаций.